Перейти к содержимому

Советы психолога

Адаптация малыша к детскому саду.

«Узнаёт, улыбается, лепечет, сидит, берёт игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое это счастье! Сам начинает кушать, натягивать колготки, при этом радостно улыбаясь, что у него получается, - здорово..!»Всё это не перестаёт радовать и умилять родителей! Картина ясна- пора в садик! Ведь ваш ребёнок должен знать, что на свете есть ещё и другие дети с их интересами. Большинство детей начинают посещать детский сад в возрасте 2-3 лет. Для некоторых из них отрыв от дома, домашней обстановки, близких и родных, знакомых и любимых игрушек даётся более или менее легко, и через 2-3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, превращается в трагедию ( чувство отчуждения, лишения родительской любви, внимания и защиты), чреватую нарушениями поведения, резким пониженным эмоциональным фоном и плохим настроением. Для любого ребёнка начало посещения детского сада- сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку ( где нет мамы, которая помогла бы разобраться, привыкнуть, освоиться, где много совершенно незнакомых детей, некоторые из них плачут, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться; они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого котёнка, зайчика, с которым всегда засыпаешь дома… Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины» Был плавным, мягким, бестравматичным. Ведь в этом возрасте ребёнок не в состоянии играть игрушками ( манипулировать ими) даже очень привлекательными, он ещё не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Если,   малыша заранее приучили к режиму дня, который ждёт его в детском саду; если он умеет проситься в туалет; готов к непротёртой и разнообразной пище; умеет играть с игрушками, интересуется ими; способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми и не боится их; доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом его минует.

Советы родителям.

«Как помочь ребёнку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад».

- Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, наблюдайте, как он себя ведёт: конфликтует, дерётся, стесняется, прячется, уединяется или же легко находит общий язык, тянется к общению.

- Заранее познакомьтесь с воспитателями группы: расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения навыки и в какой помощи нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.

- В первые дни посещения детского сада не оставляйте ребёнка одного, побудьте с ним ( до завтрака, до обеда, до сна: не опаздывайте, забирайте ребёнка вовремя.

- Дайте ребёнку в детский сад его любимую игрушку, уговорите оставить её переночевать в садике, а утром встретиться с нею снова: если ребёнок не согласиться, то пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, кто обижал, не было ли ей грустно.

- Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком: понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

- Когда ребёнок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слёз при расставании всерьёз- это может быть просто плохим настроением.

Успехов Вам в общении с вашим ребёнком!

Памятка для родителей

Основные психологические особенности

Детей 2-3 лет

- Мышление наглядно-действенное.

- Общение ситуативно-личностное.

- Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки.

- Сверстник малоинтересен, общаться трудно.

- Речь словосочетаниями.

- Отвечает на вопрос « Кто (что) это?

- Учится понимать речь ( глаголы).

-Способ передачи информации- показ предмета.

-Эмоции сильные, легко переключаемые.

- С 2,5 лет- кризис «Я сам». Возраст конфликтный со взрослыми.

- Объект познания- разбор предмета на части; манипулирование предметами.

-Условия успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.

- Игра предметно- манипулятивная.

- Внимание, память непроизвольны.

- Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Консультация для родителей.

«Психологическое развитие детей 3-4 лет».

В этом возрасте происходит развитие самосознания и выделение образа «Я», стимулирующего развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться без помощи взрослого.

У ребёнка формируется собственная внутренняя позиция по отношению к окружающим, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность сравнивать с образцом, выделять отличия.

Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

В 3-4 года у ребёнка преобладает воссоздающее воображение, он способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. В развитии воображения большое значение играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Фантастические образы, возникающие у ребёнка, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок запоминает только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

В этом возрасте ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к окружающему миру.

Научить детей жить дружно, чувствовать друг друга, поддерживать, общаться и сопереживать можно при помощи игр и упражнений.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.

Игра «Клубочек».

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой, интересующий его вопрос участнику игры(например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего не боишься», и т.д.), тот кто ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задаёт следующему игроку свой. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.

Игра «Поварята».

Все встают в круг- это кастрюля. Сейчас будем готовить суп(компот, салат, винегрет). Каждый придумывает, чем он будет(мясо, картошка, морковка, лук, соль, петрушка и т.д.). Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берёт за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо- просто объедение!

Игровое упражнение «Улыбнись».

Дети выполняют движения соотнося их к словам четверостишия : «Мы сейчас похлопаем,

А потом потопаем,

А затем мы повернёмся, повернёмся, и друг другу улыбнёмся!

(Упражнение можно повторить несколько раз).

Консультация для родителей.

«Психическое развитие детей 4-5 лет».

В этом возрасте- речь является средством общения, которая расширяет кругозор, открывает новые грани окружающего мира. Ребёнок интересуется не просто каким- либо явлением самим по себе, а причинами и следствием его возникновения. Одним словом, этот возраст называют возрастом «Почемучек», где главным вопросом является вопрос «почему?».

Ребёнок становится вынослив физически, снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющихся в любознательности и любопытстве. Другими словами. Ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.

Развитие способности выстраивать умозаключения- является большим шагом вперёд. Внимание становится более устойчивым и возможным для произвольного переключения.

В этом возрасте активно развивается фантазирование, в процессе которых ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев, больше общаться.

Активному общению детей способствуют игры и упражнения.

Игра «Рычи лев, рычи; стучи поезд, стучи».

Ведущий говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, громче рычит. Как только я скажу: «Рычи лев, рычи», пусть раздаётся самое громкое рычание. А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это- поезд. Он пыхтит, свистит, колёса работают чётко в такт, каждый слушается и подстраивается под соседей. Поезд едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Игровое упражнение «Найди друга».

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга(или родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Консультация для родителей.

«Психологическое развитие детей 5-6 лет».

Большой интерес ребёнка 5-ти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. К этому периоду у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Происходит развитие познавательной сферы личности ребёнка дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности. Появляется интерес к арифметики и чтению. Основываясь на умение представлять что- либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи, может запомнить что- либо целенаправленно.

В этом возрасте развивается не только коммуникативная функция речи, но и планирующая т. е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Ребёнок способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

- Интеллектуальные чувства: любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление.

- Эстетические чувства: чувства прекрасного, чувство героического.

- Моральные чувства: чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.

У ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений(когда мама или папа чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует у ребёнка самоощущения, уверенности в своих силах, и, чтобы оградить себя от нападок взрослых, ребёнок начинает придумывать оправдания своим поступкам, оплошностям, перекладывая вину на других.

Нравственное развитие ребёнка во многом зависит от участия взрослого, именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает нравственные нормы и правила. Чтобы сформировать привычку нравственного поведения, необходимо создавать проблемные ситуации в процесс повседневной жизни и включать в них ребёнка.